Семинар по духовно-нравственному воспитанию

Семинар по духовно-нравственному воспитанию

 

Определяя стратегию развития российского образования на перспективу, Президент страны Дмитрий Медведев отметил, что школьное образование «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Современная школа - это не только источник информации. Прежде всего, это - воспитательное и воспитывающее пространство, где формируются многие жизненно важные качества, характеристики и ориентиры человека. Поэтому воспитательный процесс является одним из главных направлений в жизни учебного заведения.

Реализуя на практике стратегические положения, отраженные в современных правительственных документах в области образования, а, также воплощая в жизнь комплекс мероприятий, посвященных Году учителя, педагоги школы №5 стараются найти новые формы организации воспитательной работы с учащимися. С прошлого года в школе действует городская экспериментальная площадка по реализации проекта «Основы духовной культуры». Опытом работы по внедрению новых прогрессивных форм организации духовно-нравственного воспитания учащихся учителя поделились на семинаре для директоров школ, который прошел 15 апреля.

Открыл семинар директор школы А.Л. Айнутдинов. В своем докладе «Роль религии в духовно- нравственном воспитании школьников» он особо отметил тот факт, что, сохраняя светский характер обучения, школа может широко использовать богатое культурно- историческое наследие мировых религий - христианства, ислама, буддизма, т.д.

Главной фигурой в этом труднейшем деле является учитель. Воспитательным полем, в котором предлагается рассматривать ценности мировых религий, избирается культура. Диапазон использования религии в светской школе довольно широк. Однако это не означает религиозное воспитание, которое осуществляется в мечетях, церквях, семьях или религиозных учебных заведениях. В данном случае культурно-нравственные ценности мировых религий рассматриваются как одно из направлений формирования духовной культуры школьников и не претендуют на лидирующий статус. Богатейший нравственный потенциал мировых религий в школе функционирует на уровне познания. Данную цель преследует и новый курс «Основы мировых религиозных культур», который введен в школе в рамках республиканского эксперимента с апреля месяца.

Заместитель директора по воспитательной работе С.Н.Тореева ознакомила присутствующих с основными направлениями школьной программы духовно- нравственного воспитания «Я в мире…мир во мне», поделилась опытом работы педагогов. В рамках программы в школе действует несколько творческих лабораторий учителей. Учитель начальных классов Н.О.Цветкова успешно формирует нравственные качества учащихся средствами внеклассной работы. Ее воспитанники с удовольствием занимаются в кружке «Я среди людей». Опыт своей работы учитель представила в виде мастер-класса.

Учитывая современный контингент учащихся, школьные педагоги стараются предельно индивидуализировать учебно-воспитательный процесс с целью помочь каждому ребенку реализовать себя в огромном школьном социуме, удовлетворить свои духовные потребности. Идя навстречу запросам родителей, социальный педагог Д.Р. Насыбуллина организовала курсы татарского языка, направленные на сохранение языка, культуры, национальной самоидентификации детей татарской национальности. Участники семинара с большим интересом прослушали ее выступление, сопровождавшееся фото и видео материалами. Восторг вызвало также выступление учителя начальных классов А.В.Пыркиной, представившей на суд коллег свой опыт обучения русскому языку детей из таджикских семей. Ее воспитанники- разновозрастный коллектив. Средствами внеклассной работы А.В.Пыркина помогает детям из семей трудовых мигрантов быстрее адаптироваться в русско-язычной среде.

Программу семинара продолжил открытый урок нового школьного курса «Основы мировых религиозных культур». Учитель начальных классов И.В. Архипова прошла переподготовку по новому учебному предмету в Москве и Чебоксарах. Тема урока - «Священные книги мировых религий». Соблюдая светский характер обучения, учитель в интересной и увлекательной форме знакомил ребят с историческим материалом по теме. Интерактивные формы работы, электронные пособия по курсу помогали детям постигать мировое культурное наследие, обогатили их нравственно и духовно.

Участник школьной волонтерской группы «Импульс» Н. Калашников провел с участниками семинара тренинг «Познай себя», который, по мнению взрослых, помог им задуматься о себе, о моральных и духовных ценностях.

В заключение гости ознакомились с результатами работы коллектива на новом этапе реализации проекта «Диалог культур». Особенно привлекли руководителей формы работы с родителями учащихся, организации мероприятий в микрорайоне школы, сотрудничества семьи и школы в духовно- нравственном воспитании детей.

Семинар получил высокую оценку присутствующих. Как отметили выступавшие, работа коллектива полностью соответствует идеям и положениям принятой в городе программы духовно-нравственного воспитания школьников.